• Статистика

      Новинки от:
      [ 23.07.2017 г. ]

      Авторов:
      [185]

      Циклов:
      [45]

      Книг:
      [831]

      Книг online:
      [101]

  • Голосование на сайте

    Что вы предпочитаете?

  • Популярные книги

    • Занавес опускается
    • Арвары - 1. Родина Богов
    • Президен
    • Анонимный заказчик
    • Смерть на подиуме
    • Фантомас
    • Убийца ее мужа
    • Президен
    • Убийства в Плейг-Корте
    • Лев пустыни
    • Демон
    • Человек шарада
    • Забавы Палача
    • Лжесвидетельствующий попугай
    • Серенада



Фридрих Дюрренматт

(1 голос)
Фридрих ДюрренматтФридрих Дюрренматт (Friedrich Durrenmatt) (1921-1990), швейцарский драматург, прозаик и публицист. Лауреат многих литературных международных и национальных премий, в том числе - Мольеровской (1957), Шиллеровской (1959), австрийской Государственной премии за европейскую литературу (середина 1980-х годов) и др.

Родился 5 января 1921 году в швейцарской деревне Конольфинген в кантоне Берн. Его дед был членом Национального совета, однако, несмотря на свои консервативные взгляды, писал довольно известные сатирические стихи, обличавшие государственный бюрократизм. Отец был сельским протестантским пастором. Строгое воспитание и социальное положение отца обособили будущего писателя от общества сверстников. Возможно, вынужденная замкнутость мальчика обусловила его увлечение: уже в детстве он начал рисовать. Страсть к изобразительному искусству сопровождало его всю жизнь: он делал иллюстрации к своим пьесам, эскизы к их постановкам. В 1970-1980-х годах его живописные и графические работы экспонировались на художественных выставках в Невшателе и Цюрихе.

В 1935 году семья переехала в Берн. Там Фридрих поступил сначала в Свободную гимназию, позже перешел в Гумбольдтианум, который закончил в 1941 году. Протестантское воспитание оказало влияние на формирование личности будущего писателя, однако оно проходило скорее "от противного", в конфликте со строгими требованиями аскетизма и дисциплины. Гимназические "успехи" и поведение Дюрренматта вызывали множество нареканий его преподавателей, и годы учебы в гимназии писатель впоследствии считал "самым неприятным временем" свой жизни.

В 1941 году поступил в Цюрихский университет, где начал изучать философию, естествознание и германистику, но после первого же семестра перевелся в университет Берна. Особенный интерес у него вызывали работы С. Кьеркегора и французских экзистенциалистов - их идеи нашли свое отражение в последующем творчестве Дюрренматта. Однако попытка получения классического образования оказалась неудачной: в 1943 году он оставляет университет и посвящает себя литературе. Этот поступок в значительной степени обособливает Дюрренматта от большинства известных драматургов 20 века: как правило, стремление к анализу насущных проблем бытия обусловливалось интенсивной интеллектуальной юношеской жизнью в университетской среде (Беккет, Ионеско и др.).

К 1945-1946 годам написана первая пьеса "Ибо сказано", которая была поставлена в 1947 году. Особенного успеха постановка не имела, однако привнесла кардинальное изменение в его жизнь: Дюрренматт женился на актрисе Лотти Гайсслер, и молодая семья переехала в Лигерц на озере Билер. Он стал главой семьи (у них было пять детей), и материальные вопросы приобрели для него огромное значение. Именно потому в те годы Дюрренматт пишет не только пьесы ("Слепой", 1948; "Ромул Великий", 1949), но и детективы, которые публикуются с продолжением в газете "Швайцер беобахтер", а также заключает договор с немецкими радиостанциями на несколько радиопьес. Пьесы для радио стали для него совершенно отдельным жанром, что в истории мировой драматургии является исключительным случаем.

Первый творческий и коммерческий успех принесла ему пьеса "Ромул Великий". В 1950 году этот успех был подкреплен постановкой следующей пьесы - "Брак господина Миссисипи", после которой автор был признан драматургом национального масштаба. К этому времени сформировалась основная проблематика его пьес: утрата духовных корней, трагическое бессилие человека, противостоящего хаотичному и жестокому миру. Однако Дюрренматт считал, что время трагедии прошло, и что комедия осталась единственной сценической формой, способной отразить трагизм современной жизни. Трагическое мироощущение драматург передает через комическое несоответствие; его главным эстетическим приемом становится гротеск, сводящий воедино несочетаемые цели и средства, ситуации и характеры, проблемы и способы их решения. Так ведущим эстетическим направлением его драматургии становится жанр трагикомедии. В творчестве Дюрренматта ощущается влияние Брехта, однако действие его пьес перенесено из политической и социальной сферы в область морали, нравственности, духовной жизни. Основными темами драматурга становятся предательство, вина, наказание, верность, свобода и справедливость.

Именно эта проблематика легла в основу пьесы, принесшей Дюрренматту мировую известность - "Визит старой дамы" (1957). Кроме славы, пьеса приносит автору и долгожданное материальное благополучие. В 1960-е годы он находится в расцвете своей литературной и театральной славы, одна за другой следуют престижные премии, драматург получает возможность путешествовать, заниматься общественной деятельностью.

Из других пьес наиболее известны "Ангел приходит в Вавилон" (1953), "Физики" (1962), "Играем Стринберга" (1970).

Творческое наследие Дюрренматта весьма объемно: он автор 23 пьес, многочисленных романов, новелл, рассказов, радиопьес, эссе. Среди них - сборник рассказов "Город" (1952), детективные произведения "Судья и его палач" (1952), "Подозрение" (1953), "Обещание" (1958), "Правосудие" (1985); повести "Грек ищет гречанку" (1955), "Авария" (1956), "Поручение" (1988), сборник статей "Проблемы театра" (1955), публицистические произведения "Записки из Америки" (1970), "Я ставлю себя позади Израиля" (1973), "Соответствия" (1976). В 1990 году, в период общественного переустройства стран социалистического лагеря, широкую известность получили две речи Дюрренматта, адресованные В. Гавелу и М. Горбачеву.

Скончался Фридрих Дюрренматт 14 декабря 1990 года, в Невшателе, менее чем за месяц до своего 70-летнего юбилея.

Произведения

  • «Старик», («Der Alte»), проза, 1945 г.
  • «Ибо сказано», («Es steht geschrieben»), пьеса, 1947 г.
  • «Слепой», («Der Blinde»), пьеса, 1948 г.
  • «Ромул Великий», («Romulus der Grosse»),пьеса, 1949 г.
  • «Брак господина Миссисипи», («Die Ehe des Herrn Mississippi»), пьеса, 1952 г.
  • «Город», сборник рассказов, 1952 г.
  • «Судья и его палач» («Der Richter und sein Henker»), роман, 1952 г.
  • «Подозрение» («Der Verdacht»), роман, 1953 г.
  • «Ангел приходит в Вавилон», («Ein Engel kommt nach Babylon»), пьеса, 1953 г.
  • «Проблемы театра», сборник статей, 1955 г.
  • «Грек ищет гречанку», («Grieche sucht Griechin»), повесть, 1955 г.
  • «Авария» («Die Panne (Eine noch mogliche Geschichte)»), повесть, 1956 г.
  • «Визит старой дамы» («Der Besuch der alten Dame»), пьеса, 1957 г.
  • «Обещание»,(«Das Versprechen»), роман, 1958 г.
  • «Физики», пьеса, 1962 г.
  • «Играем Стринберга», («Play Strindberg»), пьеса, 1970 г.
  • «Записки из Америки», («Sätze aus Amerika»), эссе, 1970 г.
  • «Я ставлю себя позади Израиля», публицистика, 1973 г.
  • «Соответствия», публицистика, 1976 г.
  • «Правосудие», роман, 1985 г.
  • «Поручение, или о наблюдении за наблюдающим за наблюдателями», повесть, 1988 г.
  • «Надежда Канта», публицистика, 1990 г.
  • «Ущелье Вверхтормашки» («Durcheinandertal»), роман, 1989 г.
  • «Шахматист».
  • «Тоннель» («Der Tunnel»).
  • «Сын».
  • «Двойник».
  • «Портрет планеты».
  • «Titus Andronicus», пьеса.
  • «Метеор», пьеса